История звука

Комиссионная электроника

СУБЪЕКТИВНОСТЬ ПРИ ОЦЕНКЕ ЗВУЧАНИЯ АППАРАТУРЫ ДЛЯ ВИНИЛА

Материал этой статьи адресован начинающим любителям аудио, полагающимся в выборе аппаратуры для винила  на обсуждения «специалистов» на форумах.

Мой опыт в организации «правильного звука» начался в 1969-ом с  «улучшения», как я тогда считал, звучания магнитофона Айдас 9М. Не буду описывать издевательства, которым подвергся этот, по тем временам, удачный в плане звучания катушечник, но каждое  вмешательство в схему усиления, или акустического оформления  изделия, звук явно изменяло. С 1975-го занимаюсь ремонтом и настройкой проигрывателей винила, и счет «железа», побывавшего в моих руках за этот период уже потерян.

После ренессанса винила число желающих иметь возможность прикоснуться к легенде постоянно растет. Говорить о превосходстве аналога над цифрой не стану, так как  аналог  на вершине развития,  а предел совершенствования  цифры пока не ограничен. Интерес к механическому считыванию сигнала с носителя объясняю тем, что любой проигрыватель винила по сути сам является музыкальным инструментом, имеющим  ярко выраженный собственный характер звучания.  Настройка  инструмента в сочетании с характеристиками тракта усиления и акустикой определяет звучание в конкретном помещении  для КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА. Считаю, что на это в основном и стоит полагаться при создании пользователем системы звуковоспроизведения.  Именно подбор сочетания компонентов аудио системы в помещении прослушивания под собственные звуковые предпочтения определяет эмоциональную реакцию слушателя на звук. Индивидуальность восприятия звука объясняет огромное количество  фирм, производящих аудио компоненты. Способность удержаться на рынке в итоге определяется пользователями, покупающими товар.

Я не силен в секретах маркетинга, но замечаю, что большое число покупателей аудио при выборе аппаратуры обращается к поиску отзывов о ней в сети. А отзывы эти часто оставляют люди, компетентность которых определяется количеством «мусора», выложенного ими на форумах.  Встречаются, например,  высказывания, что тонарм Micro Seiki MA-505 «звучит плохо» — поставил картридж, а звук как из СиДи. Хочется спросить: сколько всего человек устанавливал картриджей, сколько 505-ых отрегулировал и настроил, чтобы делать такие утверждения? Я за свою практику делал регулировку и ремонтировал уже больше трех десятков этих тонармов, и заявляю, что ни один из них на моем контрольном картридже «плохо» не звучал. Звук каждого из них индивидуален, но ПЛОХ  только при неграмотной настройке.

Наглядный пример из интернета – при наборе в поиске «Past Audio» первым появляется далеко не лестный отзыв о прослушке  усилителя этой марки.  Люди читают, и ставят крест против  рассмотрения к приобретению продукции этого бренда.  По сути, они доверяют мнению человека, один раз услышавшего один усилитель в практически «производственных условиях» (слова автора).  А между тем, в лучших аудио салонах Москвы и Санкт-Петербурга  усилители и другая продукция  Past Audio выбирается покупателями после сравнения со стоящей рядом аппаратурой серьезных мировых брендов. О  ламповом предварительном усилителе для MC-картриджей разработки  Анатолия Николаевича Девиченского  скажу, что лучшего варианта MC-усилителя мне за свою практику с 1975 года встречать не приходилось.

Пример второй – пара человек на форуме обсуждают  фонокорректор CleverAudio Питерского инженера  Антона Мельникова —  и одну они головку ставили, и вторую, а звука нет.  Люди, имеющие знания по теме, перед испытанием обеспечили бы согласование составляющих  в соответствии с техническими  данными компонентов.   Здесь этого и близко нет, а вывод делается  громкий, типа — корректор – «отстой», не покупайте ни в коем случае, а то вам плохо станет.  Впечатление  — что до истерики их корректор довел.  Слушать этот Clever Audio мне приходилось. Такой виолончели не услышишь на гораздо более дорогих моделях. При заявленной цене на ламповый корректор с полноценным трансформаторным питанием, конкурентов близко не нахожу. О конкурентах кстати. Нельзя исключать и заказной характер аналогичных рассуждений на форумах. Настораживает, что при наборе названия отечественных производителей в поиске, первыми выводятся именно такие отзывы.

После  сказанного, могу дать несколько советов начинающим при выборе аппаратуры для винила на основании чьих либо отзывов.

Прежде всего, не сомневайтесь, что «правильный звук» это звук, который нравится вам, а не кому-то неизвестному (или известному) на просторах интернета. После чьих либо утверждений, что «должно звучать так», задайтесь вопросом  – кому, за что и сколько должно?
Помните, что бы проигрыватель винила звучал наподобие музыкального инструмента, необходим грамотный подбор и сочетание всех составляющих от картриджа до разъема  ввода сигнала в усилитель.
Настройка проигрывателя не сводится к геометрической установке картриджа по стандартному шаблону Вальтера Шона.  Чтобы получить ЗВУК, необходимо обеспечить настройку в сочетании с картриджем многих других механических параметров проигрывателя.
Когда имеется возможность перед покупкой послушать проигрыватель у продавца, не упускайте ее. Если проигрыватель (неплохо, если и сам продавец) вызовет у вас положительные эмоции, подбор сочетания картриджа с корректором  и усилением  в ваших условиях для специалиста, к которому лучше всего обратиться, большой трудности не составит.

Если первыми  при поиске в интернете появляются  слишком  отрицательный отзыв, или агрессивное обсуждение, советую самим прослушать данный девайс – возможно это просто антиреклама от конкурентов.

Желаю удачи при выборе.

Главный Инженер ООО КРОНА   Ващенков Сергей.

Category: Новости