История звука

Комиссионная электроника

О записи с винила

Поколение, узнавшее винил еще в семидесятых, вплотную столкнулось с его записью и тиражированием на магнитных лентах, а затем и компакт кассетах. Тогда в СССР это происходило в основном из за ограничения ввоза в страну винила с идеологически враждебным содержанием. А раз нельзя, значит просто необходимо заполучить, или, в крайнем случае, скопировать. Цена катушки ленты типа 10 была сопоставима с ценой пластинок, издававшихся в СССР, а качество записи на уже тогда появившихся магнитофонах Ростов, Илеть, и других аналогичных, казалась вполне сносной. Впрочем и сейчас существует сообщество, считающее, что магнитная запись выигрывает у самого винила. В качестве основного довода,  приводится факт первичного сведения студийной записи на мастер ленту. Явным недостатком записи на ленте является ограниченный срок хранения записанной информации. Даже при условии грамотного хранения и периодической студийной перемотки катушек, мастеровые ленты перезаписывались каждые три года, а на некоторых студиях Зв. Зап., и раньше. С развитием цифровой записи и мастера стали цифровыми, за редким исключением. По аналогии с фотосъемкой на пленку и стеклянные пластинки, которую не оставляет часть фотографов, некоторые фирмы сохранили аппаратуру, позволяющую по желанию заказчика, произвести аналоговую запись материала на магнитную ленту.

Интересны также эксперименты с записью на ленту с компакт дисков. Я знаю о случае, когда бабина, записанная моим знакомым с компакта, была возведена в ранг мастерленты, и сомнений по поводу ее студийности не возникало даже у людей много лет занятых продажей винила и других источников записи. Курьез конечно, но ведь было, и практически все цифровые недостатки на этой ленте сгладились и стали практически незаметны.

Но вернемся к винилу.

Сейчас в России ситуация противоположна ситуации в СССР. Имеется доступ к неограниченному материалу, записанному на виниле. А иногда только на виниле, и недоступном ни на каком другом носителе. Сначала охватывает радость от возможности создать приличную фонотеку. Но когда число дисков превосходит 500, и если диагноз заражения виниловым вирусом еще не летальный, и человек еще может спрогнозировать последствия своего увлечения, возникает несколько решений проблемы хранения любимого носителя звукозаписи.

Известные мне варианты: 1. Забить на винил, забыть и успокоится (встречается, но крайне редко). 2. Забить на жилищные условия, и все пространство отдать винилу (встречается, редко у людей семейных, чаще после развода, возможно спровоцированного увлечением). 3. Жизнь удалась, под звуковоспроизводящую аппаратуру и для хранения носителей строится отдельный домик, в упрощенном варианте зальчик в домике, и человек своей музыкой окружающим и семье не мешает.

Но повезло не всем. Да и не все впадают в последнюю стадию виниловой зависимости, поэтому начинается поиск более близких к жизни решений. Не будем останавливаться на решениях переноса звукового материала на ленты, кассеты и компакт диски – это как правило, решения промежуточные. В конечном итоге остановка происходит на жестом диске с минимальными цепями подачи сигнала от него до ЦАПа. Когда хранилище окончательно выбрано, возникает вопрос переноса в него информации с винила. Тут уже возникает прямая зависимость качества записи от класса аппаратов воспроизведения, коррекции  усиления, и преобразования сигнала. И от их совместимости. Общим правилом можно считать сведение к минимуму суммарного пути сигнала. Без фонокабеля и кабеля от корректора до АЦП обойтись не удастся, но рекордер можно подобрать с непосредственной записью на винчестер, или на SD карту, сократив таким образом путь сигнала, избавившись от лишних проводных соединений.

Из личного опыта в этом вопросе могу сказать, что записи, сделанные таким образом, и не подвергавшиеся обработке с помощью различных программ, за счет присутствия в них артефактов механического свойства, звучат по эмоциональности довольно похоже на оригиналы.

Повторюсь, что нельзя ждать хорошего качества записи, произведенной с абы какого патефона, хоть на нем и написано продавцами, что хай энд. Все в тракте должно быть на самом деле высокого качества, и согласованным между собой. Рекордеры и цифровая воспроизводящая аппаратура с каждым днем совершенствуется, поэтому и качество цифровой записи будет расти. Как ни печально, но будущее за той аппаратурой, в которой механика не будет участвовать в записи и считывании сигнала.

 

Гл. инженер ООО   КРОНА  Ващенков Сергей.

Category: Новости